С.В. Асланова Особенности создания и размещения контента радиостанций в социальных сетях (материалы научно-практической конференции "Социальные сети в "глобальной деревне", ИМОМИ ННГУ, ноябрь 2015 г.)


Сегодняшние реалии диктуют радиовещателям быть более внимательным к производству контента, размещаемого в корпоративных социальных сетях. Процесс продвижения радиобренда на площадке социальных сетей на современном этапе видоизменяется в полноценный, параллельный эфирному, процесс локального мультимедийного вещания в официальных аккаунтах радиостанций. Оптимизированное под соцсети радиовещание привлекает в настоящее время все большее количество потребителей,  как правило, не являющихся аудиторией эфирного варианта вещания радиостанции, но, в контексте тотальной мультимедиатизации интернет-пространства, их можно с полным правом отнести к дополнительной слушательской аудитории того или иного радиоресурса.  


В связи с развитием социальных сетей как базовой мультимедийной вещательной платформы [1], у аудиоресурсов во всем мире появилась новая сверхазадача – удержаться на твердых позициях в рамках однокликовой визуализированной реальности. Эта задача кажется весьма непростой, поскольку специфика бродкаст- и подкастового контента предполагает, в первую очередь, наличие вневизуального контакта аудиоресурса и аудитории. 


Однако, сколько бы не раздавались голоса топ-менеджеров радиовещательных структур, уверяющих, что базовой аудиторией современного радио по-прежнему, как и на заре становления системы радиовещания постсоветского периода, является человек за рулем, в то же время сегодня становится понятным, что в нашей стране, так же, как и в мировом медиапространстве, сформировалась новая креативно-технологическая площадка для вещания  (социальные медиа), и не освоить эту площадку – значит остаться за бортом новейшей истории медиа.


Поэтому топовые радиостанции мира, страны и – частично -   Нижегородского региона начали осваивать социальные сети не только как средство продвижения и оповещения, но и как новую вещательную «частоту» с неограниченными мультимедийными возможностями.


Специфика любой радиостанции как вещателя предполагает периодичность выхода, структурированность, сбалансированность  различных видов контента согласно программной концепции вещания [3].  Полноценный радиоформат как тип и способ организации материала в рамках «волнового» и онлайн-эфира  не может быть перенесен на площадку социальных сетей как по техническим причинам (к примеру, социальная сеть Facebook не поддерживает на своих страницах аудиозаписи как таковые, а лишь ссылается на них) , так и по причине иного способа потребления аудиторией соцсетей медиаконтента.  Основные характерные способы и тренды потребления, такие как: быстрый просмотр, система лайков и перепостов, доступность постоянного интерактива, легкость в производстве контента самим потребителем, - все это побудило радиовещателей начать формирование новой вещательной модели радиостанции в формате социальных медиа.


Сразу следует отметить, что процесс создания этих новых форматов сложен и неоднозначен, однако целый ряд радиостанций уже сделали правильные шаги в этом направлении [6]. Особенно интересно проследить за отечественными лидерами вещания в социальной медиасреде.


К примеру, в последний год в социальных сетях начала уже форматно вещать радиостанция «Серебряный дождь». Те формы и инструменты, которые радиостанция использует для своих соцсетей,  заслуживают системного анализа и дальнейшего внедрения в практическую деятельность современного радиовещания.  Для социальных сетей станция производит целый ряд эксклюзивных вариантов контента. К ним относятся: фото и видеобэкстейджи внеэфирных мероприятий и повседневной жизни станции; интерактивные опросы, анонсирующие и сопровождающие эфирные радиопрограммы; подкасты лучших программ; мультиформатные анонсы передач; эмоционально окрашенные фоновые движущиеся открытки и мемы, а также ряд других элементов. На страницах соцсети «В контакте» и Facebook  у этой радиостанции отмечается определенная периодичность размещения публикаций, обязательное наличие элементов брендирования в каждом посте, акцентуализация на  аудиальной составляющей как базовой. [Аккаунт в Facebookhttps://www.facebook.com/silverrainradio/?fref=ts; аккаунт «В контакте» https://vk.com/silverrain]


Особенно эффективным вещание в социальных сетях может стать для самого активного пользователя – молодежной аудитории, для которой появление и развитие SMM стало наиболее органичным и актуальным явлением [5]. На этом фоне некое недоумение вызывает, к примеру, попытка ведущей музыкальной радиостанции нашей страны –  радио «Европа Плюс» – уйти от вещания в социальных сетях в полномасштабный формат кроссмедийного развлекательного портала (ХамелеонFM). Во-первых, это уже несколько старомодный формат мультимедиа, во-вторых, модель портала выстроена по европейской системе, а европейский медиапотребитель отличается от российского ментальными и эмоциональными наработками процесса потребления контента; в-третьих, теряется  аудиальная – то есть брендоопределяющая - составляющая форматов «Европы Плюс» и других ведущих радиостанций «Европейской медиагруппы». Тем не менее, появление портала свидетельствует об осознании топ-менеджерами ведущих радиостанций России перемен в подходе к радиовещанию в целом.


Исходя из вышесказанного, можно предположить, как в дальнейшем будет формироваться вещание радиостанций на новых вещательных платформах – оно будет сосредотачиваться на формировании нового типа программирования и производства контента в социальных сетях. Радиостанции придут со временем к новым форматам, заставляющим аудиторию не просто вслушиваться, но и всматриваться, а также напрямую участвовать в создании аудиоконтента [2]. Именно на развитие вышеозначенных новых навыков и знаний у студентов профильных спеицализаций направлены усилия преподавателей кафедры журнилистики ННГУ, где в рамках учебных занятий студенты организуют вещание «радиопааблика»  в социальной сети «В Контакте». [Адрес аккаунта https://vk.com/radio_trend]. Работа в паблике организована в форме ежедневного дежурства, когда каждый студент принимает участие в процессе форматирования вещания, производит все варианты мультимедийного контента, не забывая при этом об аудиальной составляющей. Именно такое направление практической работы - в противовес устаревшей системе  учебных проводных радиоузлов с традиционным радиоформатом - является, по нашему мнению, наиболее эффективным и актуальным на современном этапе.


Список литературы


1. Асланова С.В. Современная система нижегородского радиовещания в аспекте трендов и базовых тенденций развития // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. №2. [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=9140.


2 . Дмитриев О. Медиаконвергенция – это возможность выхода в открытый мир, это возможность быть конкурентоспособным // Материалы новостного медиа-портала Internews. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.internews.kz/node/4317 (Дата обращения: 23.03.2016).


3 . Калмыков А.А. Профессиональная универсализация и специализация конвергентных СМИ // Эпистемический ресурс Академии медиаиндустрии и кафедры теории и практики общественной связности РГГУ / Дата публикации 28 января 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://jarki.ru/wpress/2011/01/28/1792/ (Дата обращения 27.03.2016).


4. Карпенко И.И. Радиовещание в Интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития // Вестник. Серия: Филология. Журналистика. 2009. № 1.


5. Теплова Т. Предпочтения молодой аудитории на радио// Журнал "Broadcasting. Телевидение и радиовещание" N6, 2013, стр.38-41.