Нижегородский регион сегодня имеет обширную систему аудиоСМИ, в процессе развития которой можно выделить как общероссийские, так и локальные особенности развития. Современная система радиовещательных СМИ в регионе начала складываться в начале 90-х годов прошлого века, в рамках построения нового политико-экономического строя в стране и формирования нового общественного сознания. Первые позывные коммерческих радиостанций зазвучали в российском эфире в 1990-м году, а в 1992-м году появилась и первая независимая радиостанция в Нижнем Новгороде – «Радио Рандеву», которая изначально воспринималось аудиторией как нечто абсолютно инновационное и впечатляющее.
Через полгода в городе начал вещание ретранслятор московской радиостанции «Европа Плюс», вслед за ним появилась другая, не менее популярная в столице радиостанция - «Радио 101», что, собственно, и послужило началом формирования новой системы регионального радиовещания, включающей в себя как государственные, так и частные предприятия, с различными способами передачи сигнала, разным охватом вещания и необычным для того времени программингом. [1;3]
Сегодня, когда с момента зарождения, становления и укрепления этой системы прошло более двадцати лет, она по-прежнему испытывает определенного рода изменения, что связано, в первую очередь, с экономическими и политическими событиями в стране в целом, и в регионе в частности.
Однако, с точки зрения ключевых позиций развития, система регионального радиовещания развивается в ключе общемировых и общероссийских тенденций, а именно:
В технологическом аспекте:
- упрощается и оптимизируется технология передачи сигнала эфирного радиовещания радиостанций-ретрансляторов. Широко используются оптоволоконные сети и интернет-технологии;
- выстраивание контента в рамках эфирных клоков * осуществляется на базе унифицированных компьютерных программ автоматизации радиоэфира, таких, как DigitonSynadyn или DJin**;
- большая часть радиостанций осуществляет интерактивное общение с аудиторией посредством таких технологических инструментов, как смс-порталы, сайты и блоги, активно развивается работа радиостанций с социальными сетями.
С точки зрения маркетинга:
- большая часть региональных радиостанций разных типов уже объединена или продолжает объединяться в межмедийные холдинги или мультибрендовые группы. Из устоявшихся в регионе холдингов можно отметить медиапредприятия А.Малышева ( «Русское радио в Нижнем Новгороде», «Радио 7 в Нижнем Новгороде», «Радио Шансон в Нижнем Новгороде» и радио «Добрые песни»), а также холдинг М.Фридмана («Авторадио в Нижнем Новгороде», «Радио NRJв Нижнем Новгороде», «NN-радио»). Из новых объединений хотелось бы отметить межмедийную группу Д.Москвина (газета «КоммерсантЪ в Нижнем Новгороде», радио «КоммерсантЪ-FMв Нижнем Новгороде», информагентство РБК в Нижнем Новгороде и мультимедийный портал Gorky.tv).
- станции-ретрансляторы, приносящие небольшой доход, уходят с рынка в угоду более рейтинговым вещателям, собственники продают активы или меняют головного вещателя. Из последних подобных «перестановок» - замена собственновещателя « Радио Арсенал» на ретранслятор «Юмор FM».
- стремление к увеличению числа станций информационно-разговорного направления как средств массовой информации, которые могут успешно предлагаться клиентам в качестве медиаресурсов, оказывающих политическое влияние. Только за два последних года в городе появились станции-ретрансляторы «КП в Нижнем Новгороде» , «СпортFM» и «КоммерсантЪ FM», в добавление к уже существующим «Вести FM» и «Бизнес-FMв Нижнем Новгороде».
- тенденция к уменьшению расходов приводит к сокращениям числа сотрудников на радиостанциях и всё большей их универсализации с точки зрения профессии (например, дежурный редактор «КоммерсантЪ-FM» одновременно готовит новости для радиостанции, газеты, видоподкасты для портала «Gorky.tv» и информационной ленты РБК).
В контексте журналистского творчества:
- создание все большего количества мультимедийных визуализированных элементов контента, размещаемых в социальных сетях и на сайтах радиостанций (наиболее успешный пример – работа с вышеозначенными электронными площадками радиостанции «NN-радио»).
- Производство конвергентного контента ( например, по принципу конвергенции создаются материалы для радио «Комсомольская правда в Нижнем Новгороде»).
- стремление к созданию так называемых «пакетированных» жанров при производстве информационного контента (к примеру, местный выпуск радионовостей практически на любой радиостанции состоит из радиосообщений и коротких комментариев). Классические репортажи и корреспонденции появляются, пожалуй, в эфире лишь таких местных радиостанций, как «Образ», «Вести FM», «Маяк», «NN-радио»).
- наиболее успешными в контексте интерактивности традиционно являются программы, созданные по музыкальным заявкам, эфирные конкурсы с дорогостоящими призами и передачи социального характера с экспертом или спикером в студии.
- в качестве тематического контента слушателю традиционно предлагаются экономические, спортивные и прочие специализированные новости, а также цикловые программы (к примеру, посвященные значимым для региона историческим датам или персоналиям).
- большие нестандартные шоу и внеэфирные акции, как правило, приурочены к наиболее значимым праздникам и крайне редки для нижегородского радиоэфира, что связано как экономическими, так и с креативными проблемами.
Вместе с тем, нижегородскому вещанию присущи весьма специфические черты – не зря Нижний Новгород называют колыбелью радио, имея в виду работу Нижегородской радиолаборатории в начале 20 века.
Во-первых, в регионе любят экспериментировать с созданием нестандартных предприятий в сфере радио – достаточно вспомнить одну из первых в стране уличных радиостанций «Радио на Покровке», открывшуюся в 2003-м году, за годы вещания ставшей неоднократным лауреатом международных и всероссийских творческих конкурсов. Еще одним не стандартным, но поныне действующим и развивающимся радиопроектом, можно назвать «Радио Образ» - собственновещательную некоммерческую просветительскую информационно-музыкальную станцию, которая сегодня весьма успешно конкурирует с маститыми станциями в FM-эфире.
Интересным экспериментом стало возникновение в 2013-м году и радиостанции «Радио Точка НН», проводной станции, вещающей на городских остановках практически по всему городу. К сожалению, собственники проекта не просчитали экономической целесообразности проекта, и его пришлось закрыть.
Открытие ретранслятора радио «КоммерсантЪ- FM в Нижнем Новгороде» тоже можно назвать явлением уникальным , поскольку в нашем городе этот проект изначально имеет мизерную целевую аудиторию . Это утверждение подтверждает хотя бы тот факт, что тираж газеты «КоммерсантЪ» с региональной вкладкой не превышает 300 экземпляров. Однако накануне очередных региональных и муниципальных выборов бренд «Коммерсанта» может сыграть значимую роль в формировании общественного мнения среди нижегородских деловых кругов, топ-менеджеров регионального бизнеса, посему эта станция продолжает развиваться.
Еще одним локальным трендом радиовещания Нижегородского региона можно назвать увеличение доли информационного контента социального и благотворительного характера. Лидерами в этом направлении, бесспорно, являются радиостанции «Образ», «NN-радио», «Серебряный дождь в Нижнем Новгороде». Кстати, многие акции нижегородского «Дождя» так нравятся головному вещателю, что они повторяются в Москве и имеют большой успех у федеральной аудитории.
Таким образом, тренды, наблюдаемые в процессе функционирования Нижегородских аудиоСМИ, во многом являются зеркалом, в котором отражены общероссийские проблемы и перспективы развития современного радиовещания. Вместе с тем, нижегородское радио является в целом более личностно-ориентированным и близким по духу своему слушателю, что и определяет общее ответное настроение аудитории – доверять радио и быть в эмоционально зависимым от него.
*эфирный клок - Клок — один из основных элементов рекламного расписания, час эфирного расписания и, соответственно, рекламной сетки. Цит. по кн. Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 c.
**программно-аппаратные комплексы фирм «Digiton» и «Трактъ» , являющиеся компьютерными системами автоматизации эфира при формирования радиосигнала.
ЛИТЕРАТУРА
1.Асланова (Новаторова) С.В. Нижегородское коммерческое радиовещание 1992 -2003 г.г. «Радио Рандеву»: Учебное пособие / С.В. Асланова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - 97 с.
2.Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы. / Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 132 с.
3. Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 c.
4. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/под ред.А.Г.Качкаевой.- М.:, 2010 – 73 с.
5. Плавник А. А. Основные этапы развития аудиовизуальных СМИ: Учеб. – метод. Комплекс для студентов фак. Журналистики спец. Е 230108-02 «Журналистика» / А. А. Плавник. – Мн.: БГУ, 2003. – 103 с.
6. Сухарева В. А. Отечественное радио в современных условиях. – М., 1998. – 134 с.
7. Цвик В.Л. О конвергенции в журналистской науке. Вестник электронных и печатных СМИ. Выпуск № 10. М.: ИПК ТВ и РВ, 2010.
8. Сайт «Радиостанция» www.radiostation.ru
9. Сайт радиостанции «НН-радио» www.nnradio.info
10. Сайт радиостанции «Радио Образ» www.radioobraz.ru
11. Сайт радиостанции «Радио Рандеву» www.randevuradio.ru
12. Сайт радиостанции «Серебряный дождь в Н.Новгороде» www.region.silver.ru/nn/
NB! Полный текст статьи опубликован в "Вестнике Нижегородского университета" №2 2015 г. и доступен по ссылке http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=9140