С.В. Асланова Современная система Нижегородского радиовещания в аспекте трендов и базовых тенденций развития.

Нижегородский регион сегодня имеет обширную систему аудиоСМИ, в процессе  развития которой можно выделить как общероссийские, так и локальные особенности развития.  Современная система радиовещательных СМИ в регионе начала складываться в начале 90-х годов прошлого века, в рамках  построения нового политико-экономического  строя в стране и формирования нового общественного сознания.  Первые позывные коммерческих радиостанций зазвучали в российском эфире в 1990-м году, а в 1992-м году  появилась и  первая независимая радиостанция в Нижнем  Новгороде – «Радио Рандеву»,  которая  изначально воспринималось аудиторией  как нечто абсолютно инновационное и впечатляющее.


Через полгода  в городе начал вещание ретранслятор московской радиостанции «Европа Плюс», вслед за ним появилась другая, не менее популярная в столице радиостанция  - «Радио 101», что,  собственно, и послужило началом формирования новой системы регионального радиовещания, включающей в себя как государственные, так и частные предприятия, с различными способами передачи сигнала, разным охватом вещания и необычным для того времени программингом. [1;3]


Сегодня, когда с момента зарождения, становления и  укрепления этой системы прошло более  двадцати лет, она по-прежнему испытывает определенного рода изменения, что связано, в первую очередь, с экономическими и политическими событиями в стране в целом,  и в регионе в частности.


Однако, с точки зрения ключевых позиций развития, система регионального радиовещания развивается в ключе общемировых и общероссийских тенденций, а именно:


В технологическом аспекте:


- упрощается и оптимизируется технология передачи сигнала эфирного радиовещания радиостанций-ретрансляторов.  Широко используются оптоволоконные сети и интернет-технологии;


- выстраивание контента в рамках эфирных клоков *  осуществляется  на базе унифицированных компьютерных программ  автоматизации радиоэфира, таких, как DigitonSynadyn  или  DJin**;


- большая часть радиостанций осуществляет интерактивное общение с аудиторией посредством таких технологических инструментов, как смс-порталы, сайты и блоги, активно развивается работа радиостанций с социальными сетями.


С точки зрения маркетинга:


- большая часть региональных радиостанций разных типов уже объединена или продолжает объединяться  в межмедийные холдинги или мультибрендовые группы. Из  устоявшихся в регионе холдингов можно отметить медиапредприятия А.Малышева ( «Русское радио в Нижнем Новгороде», «Радио 7 в Нижнем Новгороде», «Радио Шансон в Нижнем Новгороде» и радио «Добрые песни»),  а также холдинг М.Фридмана («Авторадио в Нижнем Новгороде», «Радио NRJв Нижнем Новгороде», «NN-радио»).  Из новых  объединений хотелось бы отметить межмедийную группу Д.Москвина (газета «КоммерсантЪ в Нижнем Новгороде», радио «КоммерсантЪ-FMв Нижнем Новгороде»,  информагентство РБК в Нижнем Новгороде и мультимедийный портал Gorky.tv).


- станции-ретрансляторы, приносящие небольшой доход, уходят с рынка в угоду более рейтинговым вещателям, собственники продают активы или меняют головного вещателя.  Из последних подобных «перестановок» - замена собственновещателя « Радио Арсенал» на ретранслятор «Юмор FM».


- стремление к увеличению числа станций информационно-разговорного направления как средств массовой информации,  которые могут успешно предлагаться  клиентам  в качестве  медиаресурсов, оказывающих  политическое влияние.  Только за два последних года в городе появились станции-ретрансляторы «КП в Нижнем Новгороде» , «СпортFM» и «КоммерсантЪ FM»,  в добавление к уже существующим  «Вести FM» и «Бизнес-FMв Нижнем Новгороде».


- тенденция к уменьшению расходов приводит к сокращениям числа сотрудников на радиостанциях и всё большей их универсализации с точки зрения профессии (например, дежурный редактор «КоммерсантЪ-FM» одновременно готовит новости для радиостанции, газеты, видоподкасты для портала «Gorky.tv» и  информационной ленты РБК).


В контексте журналистского творчества:


-  создание все большего количества мультимедийных визуализированных элементов контента, размещаемых в социальных сетях и на сайтах радиостанций (наиболее успешный пример – работа с вышеозначенными электронными площадками радиостанции «NN-радио»). 


-  Производство конвергентного контента ( например, по принципу конвергенции создаются материалы для  радио «Комсомольская правда в Нижнем Новгороде»).


- стремление к созданию так называемых «пакетированных»  жанров при производстве информационного контента  (к примеру, местный выпуск радионовостей практически на любой радиостанции состоит из радиосообщений и коротких комментариев). Классические репортажи и корреспонденции появляются,  пожалуй,  в эфире лишь таких местных радиостанций, как  «Образ», «Вести FM», «Маяк»,  «NN-радио»).


- наиболее успешными в контексте интерактивности традиционно являются программы, созданные по музыкальным заявкам, эфирные конкурсы с  дорогостоящими  призами и  передачи социального характера с экспертом или спикером в студии.


- в качестве тематического контента слушателю традиционно предлагаются экономические, спортивные и прочие специализированные  новости, а также цикловые программы (к примеру, посвященные  значимым  для региона историческим датам или персоналиям).


- большие нестандартные шоу и внеэфирные акции, как правило, приурочены к наиболее значимым праздникам и крайне редки для нижегородского радиоэфира, что связано как экономическими, так и с креативными проблемами.


Вместе с тем, нижегородскому вещанию присущи весьма специфические черты – не зря Нижний Новгород называют колыбелью радио, имея в виду работу Нижегородской радиолаборатории в начале 20 века.


Во-первых, в регионе любят экспериментировать с созданием нестандартных предприятий в сфере радио – достаточно вспомнить одну из первых в стране уличных радиостанций «Радио на Покровке», открывшуюся в 2003-м году, за годы вещания ставшей неоднократным  лауреатом международных и всероссийских творческих конкурсов. Еще одним не стандартным, но поныне действующим и  развивающимся радиопроектом,  можно назвать «Радио Образ» - собственновещательную некоммерческую просветительскую информационно-музыкальную станцию, которая сегодня весьма успешно  конкурирует с маститыми станциями в FM-эфире.


Интересным экспериментом стало возникновение в 2013-м году и радиостанции «Радио Точка НН», проводной станции, вещающей  на городских остановках  практически по всему городу. К сожалению, собственники проекта не просчитали экономической целесообразности проекта, и его пришлось закрыть.


Открытие ретранслятора радио «КоммерсантЪ- FM в Нижнем Новгороде» тоже можно назвать явлением уникальным , поскольку в нашем городе этот проект изначально имеет мизерную  целевую аудиторию  . Это утверждение подтверждает хотя бы тот факт, что тираж газеты «КоммерсантЪ» с региональной вкладкой не превышает 300 экземпляров. Однако накануне очередных региональных и муниципальных выборов бренд «Коммерсанта» может сыграть значимую роль в формировании  общественного мнения среди нижегородских деловых кругов, топ-менеджеров регионального бизнеса, посему эта станция продолжает развиваться.


Еще одним локальным трендом  радиовещания Нижегородского региона  можно назвать увеличение доли информационного контента социального и благотворительного характера.  Лидерами в этом направлении, бесспорно, являются радиостанции «Образ», «NN-радио», «Серебряный дождь в Нижнем Новгороде». Кстати, многие акции нижегородского «Дождя»  так нравятся головному вещателю, что они повторяются в Москве и имеют большой успех у федеральной аудитории.


Таким образом, тренды, наблюдаемые в процессе функционирования  Нижегородских аудиоСМИ, во многом являются зеркалом, в котором отражены общероссийские проблемы и перспективы  развития современного радиовещания. Вместе с тем, нижегородское радио  является в целом более личностно-ориентированным и  близким по духу своему слушателю, что и определяет общее ответное настроение аудитории – доверять  радио и быть в эмоционально зависимым от него.


*эфирный клок -  Клок — один из основных элементов рекламного расписания, час эфирного расписания и, соответственно, рекламной сетки.  Цит. по кн.  Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 c.


**программно-аппаратные комплексы фирм «Digiton» и «Трактъ» ,  являющиеся компьютерными системами  автоматизации эфира  при формирования радиосигнала.


ЛИТЕРАТУРА


1.Асланова (Новаторова) С.В. Нижегородское коммерческое радиовещание 1992 -2003 г.г. «Радио Рандеву»: Учебное пособие / С.В. Асланова. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. - 97 с.


2.Болотова Л.Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы. / Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 132 с.


3. Бубукин А. В. Эфирные тайны. – Новосибирск: Издательство «FM-реклама», 2003. – 148 c.


4. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные/под ред.А.Г.Качкаевой.- М.:, 2010 – 73 с.


5. Плавник А. А. Основные этапы развития аудиовизуальных СМИ:  Учеб. – метод. Комплекс для студентов фак. Журналистики спец. Е 230108-02 «Журналистика» / А. А. Плавник. – Мн.: БГУ, 2003. – 103 с.


6. Сухарева В. А. Отечественное радио в современных условиях. – М., 1998. – 134 с.


7. Цвик В.Л. О конвергенции в журналистской науке. Вестник электронных и печатных СМИ. Выпуск № 10. М.: ИПК ТВ и РВ, 2010.


8. Сайт «Радиостанция» www.radiostation.ru


9. Сайт  радиостанции «НН-радио» www.nnradio.info


10. Сайт радиостанции «Радио Образ» www.radioobraz.ru


11. Сайт радиостанции «Радио Рандеву» www.randevuradio.ru


12. Сайт  радиостанции «Серебряный дождь в Н.Новгороде» www.region.silver.ru/nn/


NB! Полный текст статьи опубликован в "Вестнике Нижегородского университета" №2 2015 г. и доступен по ссылке http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=9140