Асланова С.В. ОСОБЕННОСТИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АУДИОКОНТЕНТА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВНУТРИКОРПОРАТИВНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ (на примере радиопрограммы «Страна Росатом»).

Бурное развитие корпоративных СМИ в последние годы является неизменным трендом в процессе оптимизации внутренних коммуникаций на крупных предприятиях и в организациях. Осознавая высокий уровень эффективности работы корпоративных медиаресурсов при решении задач по внутренним коммуникациям, тем не менее, многие топ-менеджеры предприятий считают корпоративные медиа исключительно PR-инструментом, сбрасывая со счетов тот факт, что корпоративные медиа - зарегистрированные СМИ, и поэтому они должны  развиваться в русле базовых тенденций современной журналистики.


Справедливым будет привести в этой связи тезис Ю.В.Чемякина о том, что корпоративные СМИ имеют двойственную природу, с одной стороны, это «часть системы СМИ, с другой стороны – один из инструментов PR, точнее – медиарилейшнз» [11, c.10].


Наличие сильного внутрикорпоративного медийного пула, в конечном итоге, должно вести каждого сотрудника к осознанию себя как члена единой сильной команды, и к пониманию, что место его работы – стабильное и поступательно развивающееся предприятие или система предприятий.  При этом главными составляющими успеха каждого внутрикорпоративного медиа становятся не только его ясная концепция, позволяющая выявить базовые принципы формирования контента с учетом PR-стратегии и маркетинговых задач, но и качество производимого контента с точки зрения норм и правил  современной журналистики, а также способы  распространения готового медиапродукта. Более того, профессионально - с точки зрения журналистики  - произведенные внутрикорпоративные медиа могут выйти на более широкий уровень общественных связей и успешно конкурировать с внешними СМИ.


Остановимся на одном из положительных примеров, доказывающих вышеозначенный тезис, а именно на работе внутрикорпоративного радио госкорпорации Росатом. В течение последних пяти лет департамент коммуникаций Росатома усиленно работает над процессом формирования единой корпоративной идентичности. В этой связи совместно со  сторонними организациями им был разработан комплекс мероприятий, одним из важных звеньев которого стало создание пула  корпоративных СМИ под единым брендом «Страна Росатом». Немаловажно, что все субподрядчики этого проекта - предприятия по производству медиаконтента, прошедшие сложные процессы отборочных конкурсов в рамках госзакупок и доказавшие  профпригодность.


В медиагруппу «Страна Росатом» сегодня входят газета, видеоблог, телепрограмма и радиопрограмма.  Продукция этих СМИ распространяется не только на предприятиях и организациях  отрасли, но и находится в свободном доступе на отраслевых интернет-порталах и сайтах.  Как следствие,  «атомные» медиа являются доступными для массовой аудитории, что выходит за привычные рамки исключительно внутрикорпоративных коммуникаций.  Более того, радиопрограмма «Страна Росатом», изначально представляющая собой лишь аудиопродукт, производимый для трансляции на проводных радиоузлах наиболее крупных предприятий Росатома, сейчас успешно осваивает новые креативно-технологические формы и способы вещания  в интернет-пространстве.


Сегодня «атомное радио» представляет собой эксклюзивный мультимедийный продукт, получивший признание на уровне страны («Лучшее корпоративное СМИ» по итогам Национального конкурса корпоративных медиа «Серебряные нити» 2013г; «Лучшее корпоративное СМИ года» по итогам  VI Всероссийского конкурса «Пресс-служба года»  2014г.).


Отраслевое радио, как известно, позволяет работать с имиджем каждого предприятия или системы предприятий, создает благоприятный внутренний климат и повышает уровень лояльности сотрудников к деятельности руководства. Кроме того, радио остается наиболее оперативным средством  оповещения, поскольку, как правило, вещание осуществляется регулярно и в удобное для большинства сотрудников время (в случае с радиопрограммой «Страна Росатом», выпуски выходят на 30 предприятиях отрасли в обеденное время – три раза в неделю, хронометраж – 15 минут).  


В атомной отрасли сегодня функционирует более 70 предприятий разной направленности. Атомные станции, оборонные предприятия, заводы по переработке радиоактивных отходов, атомфлот, профильные научно-исследовательские и проектные институты, - вот далеко не полный список предприятий госкорпорации, процесс объединения которых в рамках отрасли представляется не простым делом, поскольку часть предприятий работала на атомпром еще в рамках советского Минсредмаша, а часть присоединилась к Росатому лишь пару лет назад.


Исходя из вышесказанного, в госкорпорации Росатом в течение трех лет формировалась и оптимизировалась концепция корпоративной радиопрограммы.  Выбор освещаемых событий в каждом выпуске складывается на основании информационного планирования, проводимого департаментом коммуникаций ГК Росатом, мониторинга событий, происходящих на региональных предприятиях, информации, размещенной на сайтах rosatom.ru, russianatom.ru, nuclear.ru, аtomic-energy.ru  и других, а также на сайтах предприятий и информационных центров по атомной энергии.


Выпуски программы производятся редакцией радиовещания, расположенной в  Нижнем Новгороде, где находится сразу несколько мощных отраслевых предприятий,  при активном содействии сотрудников пресс-служб и корреспондентов  корпоративной прессы  на местах. Таким образом, выпуски программы содержат как общеотраслевую, так и региональную информацию.


По жанровой специфике каждый выпуск радиопрограммы – это  синтезированный информационный пакет, включающий в себя два новостных выпуска (радиосообщения, комментарии, корреспонденции и репортажи),  интервью с экспертом по наиболее актуальной теме на данный момент, а также зарисовки, обозрения либо просто «звуковые картинки» без комментариев - с внутрикорпоративных мероприятий, а также тематические рубрики. Весь этот набор элементов  выполнен в качественной,  динамичной манере, с  современно звучащей системой идентификации. При производстве всех видов контента широко используется конвергентный подход – в частности, ряд материалов, которые  делаются для видеоблога, используются и  в аудиоварианте. Впрочем,  материалы, которые готовят радиожурналисты, также регулярно попадают в расшифрованном виде на страницы газеты и других отраслевых изданий.  Кроме того, материалы, созданные для радио, публикуются на информационных лентах официальных сайтов госкорпорации, а через официальный сайт госкорпорации  можно  прослушать все выпуски  радиопрограммы текущего года [13].


И,  тем не менее, производить подобный продукт, ограничившись  проводным и  интернет-вещанием,  показалось  авторам проекта недостаточно актуальным.


Зарегистрировав в 2012 году аккаунты под брендом «Атом Радио» в  соцсетях («В контакте», Facebook, Twitter), а также начав выкладывать аудио-  и видеоподкасты на портале Podfm.ru  и на YouTube,  сотрудники радиоредакции  получили возможность работать с той аудиторией, которая вряд ли когда-либо будет активно слушать «проводное» радио - cмолодыми взрослыми  в возрасте 25-35 лет, теми, кто составляет сейчас так называемый стратегический золотой запас сотрудников отрасли. Кроме того, диверсификация контента с учетом запросов пользователей разных социальных медиа привела к удивительным результатам – радиопрограмма стала востребованной не только среди отраслевой, но и среди массовой аудитории. 


Наиболее популярными, судя по отметкам «нравится» и количеству комментариев, размещаемых в соцсетях, являются сегодня визуализированные аудиофрагменты  радиопрограмм  «Страны  Росатом» и  их анонсы, выполненные в жанрах инфографики, комиксов, клип-арта  и мемов. Большим успехом как у сотрудников Росатома, так и у внешней аудитории, пользуется «кухня» радиопроекта – селфи журналистов во время работы, фотоотчеты о командировках и буднях редакции. Неизменный интерес имеют и конкурсы с визуализированными призами и видеопрезентацией победителей. Весь контент радиопрограммы в соцсетях снабжен хэштегами, что облегчает поиск интересующего элемента. Интерактивность как параметр задается при  публикации любых видов контента, и в результате в режиме реального времени сотрудники редакции получают обратную связь, позволяющую корректировать производство очередного выпуска программы [12-16].


Таким образом, радиопрограмма «Страна Росатом» - один из ярких примеров, доказывающих, что современное качество производимого корпоративного медиапродукта напрямую влияет как на формирование высокого уровня вовлеченности сотрудников в дела отрасли, так и на имидж отрасли в целом.