С.В.Асланова ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОГО РАДИОВЕЩАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ.

Вопросы  типологизации радиостанций в условиях мультимедиатизации и медиаконвергенции становятся год от года все более актуальными.  Особенно, если учесть то обстоятельство, что новые технологические площадки дают возможность не только прослушивать, но и просматривать основные элементы контента радиостанций, а также полноценно участвовать в процессе его создания.  В рамках нового мультимедийного пространства нашлось место и для  корпоративных радиостанций, и сегодня это успешно развивающийся тип «проводного»  вещания, тогда как,  по мнению многих исследователей, подобный тип передачи аудиосигнала является рудиментом советских времен и уходит в небытие. На примере развития корпоративной радиопрограммы «Страна Росатом» можно проследить, как, следуя за трендами последних лет, используя новые инструменты, создавая мультимедийный контент, это «проводное» радио постоянно привлекает  новых молодых радиослушателей.


Ключевые слова :  типологические характеристики радиовещания; мультимедийность; медиаконвергенция; корпоративное радио; визуализация радиовещания; тренды в развитии радиовещания на современном этапе


По данным Яндекса,  в течение каждого месяца текущего года  слово «радио»  пользователи Интернет запрашивают более  восьми миллионов раз,  словосочетание «слушать радио онлайн» - примерно два с половиной миллиона , «слушать радио онлайн бесплатно» - около миллиона раз [11]. Эти данные вполне наглядно характеризуют базовые процессы, происходящие в сфере современного  радиовещания:


- во-первых, радио по-прежнему в тренде, и рассказы о  его скорой «кончине», несомненно, преждевременны;


- во-вторых, интенсивно развивающиеся технологии передачи аудиосигнала, используемые, в частности, в  современном интернет-пространстве и мобильных устройствах,  сделали возможным предъявить потребителю новый мультимедийный продукт, созданный на базе классического эфирного радиовещания;


-  в-третьих, радио, как и все современные медиа, все более конвергируется:  не только в плане технологий и в плане контента, но и в плане бизнес-модели [5].


- в-четвертых, на радио всё более стираются рамки, отделяющие производителя контента от его потребителя. Радиовещание  превратилось в симбиоз массового и  интерперсонального  медиа, где слушатель или сообщество слушателей  с каждым днем всё более влияет на выбор элементов программинга и создает свой персональный продукт на базе массовой его модели.


На фоне происходящих изменений становится актуальным вопрос об уточнении типологических характеристик  радиовещания на современном этапе – как в технологическом аспекте, так и в плане создания новых форм аудиоконтента.  Определяя место того или иного ресурса в общей медиасистеме,  современным радиовещателям удастся наиболее эффективно развивать радиостанции как предприятия и как СМИ.


Говоря о технологиях, исследователи, в первую очередь, имеют  в виду способ передачи аудиосигнала.  Однако сегодня деление радиовещания  на проводное, эфирное и вещание онлайн [1;10], представляется не совсем корректным,  так как  радио год от года становится всё более универсальным в плане технологических площадок, откуда потребитель может получить сигнал той или иной радиостанции.


Сигнал эфирных радиостанций практически повсеместно дублируется в онлайн-режиме, радио можно слушать с помощью мобильного телефона, а «топовые» эфирные станции имеют обязательные интерактивные мобильные приложения для смартфонов и планшетных компьютеров. Радиостанции можно слушать дома через smart-TV.  И хотя в «чистом» эфирном виде радиостанции  еще пока вещают в большинстве  российских регионов, однако наличие онлайн-версии  и мобильных приложений для них – вопрос ближайшего будущего.


Полная версия статьи доступна по ссылке http://www.vestnik.unn.ru/ru/nomera?anum=9140