Особенности преподавания творческих практикумов по радиожурналистике в контексте мультимедиатизации современных СМИ

© 2017 г., С.В. Асланова 

ННГУ им. Н. И. Лобачевского

snovatorova@mail.ru  

Аннотация: В статье отмечается, что современное радиовещание в контексте новых медиареалий испытывает определенный кризис, теряет аудиторию и, вместе с тем, пытается найти своё новое лицо. Автор указывает, что не только эфир, но и  социальные сети в настоящий момент должны стать для радио не только средством самопиара,  но и площадкой для вещания, с собственным актуализированным под социальные медиа контентом. Более того, настоящий период времени характеризуется в статье как переходный для радио, и эфирное вещание в рамках этого периода должно, по мнению автора,  функционировать параллельно вещанию в соцсетях. Новым навыкам работы по созданию и размещению аудиоконтента на площадках социальных сетей следует обучать и молодое поколение, что успешно внедряется в  рамках профильных дисциплин на кафедре журналистики ННГУ.

В свете нескончаемых дискуссий о низкой адаптивности традиционной журналистики к новым медиареалиям, пожалуй, только одно из классических СМИ остается в стороне от эпицентра жарких баталий – это радиовещание. Специфика радиостанций или радиостудий как производителей и/или дистрибьютеров аудиоконтента, казалось бы, не предполагает  наличия визуальной составляющей, и, следовательно, закрывает перед радиовещателями и производителями радиопрограмм дверь в новый мир «быстрых картинок» [1, с. 95].  Более того, большинство радиостанций на территории нашей страны имеют согласно программной концепции музыкально-информационное направление вещания  (по факту это означает в 90 процентах  случаев музыкальное потоковое вещание с минимальными немузыкальными вставками).  Это, в свою очередь,  означает, что большинство радиостанций в современной России работают в формате фонового вещания – радиотрансляцию  включают в автомобилях и кафе, магазинах и торговых центрах  по большей части для того, чтобы создать уютный эмоциональный  звуковой фон жизни, щедро «приправленный» музыкальной гармонией [2, с. 68]. Число потребителей аудиоконтента c помощью смартфонов и других современных полифункциональных гаджетов в нашей стране ничтожно мало: это связано, скорее, с технологиями и проблемным рынком сбыта мобильных приложений для прослушивания радиостанций. В Европе мобильные медиаплощадки традиционно развиваются быстрее, доступ к ним – проще и дешевле, сами приложения  сочетают в себе принцип прослушивания и интерактивного участия в составлении программы радиопередач, - вследствие чего интерес  пользователей к прослушиванию радио  через оффлайн и онлайн-приложения гораздо выше [3, с. 59].

Развитие социальных сетей в качестве площадок для вещания электронных медиа поставили перед радио непростую задачу: организации вещания в новом формате, с учетом запросов современных потребителей контента. Российскому слушателю, можно сказать, повезло: социальная сеть «В контакте» - наиболее востребованная у молодежной аудитории – единственная, где на сегодняшний день возможно беспрепятственно размещать  аудиоматериалы в профилях пользователей.  Остальные социальные сети предлагают «двухкликовую» систему  ссылок для прослушивания аудио, что затрудняет процесс воспроизведения, и, как следствие, является неэффективной моделью дистрибуции.

Однако работа  радиостанций на SMM-площадках, в большинстве случаев, ограничивается исключительно  продвижением,  а не собственно вещанием, что и приводит к низкой эффективности работы площадки. Даже попытки организовать через соцсети вещание радиостанции в формате онлайн не дает прироста аудитории, тогда как  набор новых мультимедийных элементов вещательного контента показывает увеличение целевой аудитории и её вовлеченность в работу станции. Примером эффективной работы в социальных сетях на федеральном уровне могут стать аккаунты музыкально-информационной радиостанции «Серебряный дождь» (https://www.facebook.com/silverrainradio; https://vk.com/silvernn), а на региональном уровне – аккаунты радиостанции «NN-радио» (https://www.facebook.com/nradioinfo; https://vk.com/nnradioinfo), также имеющей концепцию вещания смешанного типа.  В указанных случаях в социальных сетях размещается не только анонсирующая основной эфирный контент информация, но и специфические элементы вещания, «работающие»  исключительно как сетевой контент, как-то: социологические опросы, бэкстейджи, фото из студии,  наиболее интересные короткие фрагменты прямого эфира, комментарии ведущих специально для соцсетей, конкурсы и так далее.

Параллельное ежедневное вещание в социальных сетях – промежуточный, переходный период становления новой системы радиовещания в мире. Влияние Интернета, не ослабевающее, а набирающее вес с каждым годом, невозможно игнорировать и в  применении к радиовещанию, и в аспекте нового подхода к работе с будущими журналистами и медиакоммуникаторами. Классические журналистские жанры и технологии следует постепенно адаптировать под вызовы современной медиареальности.

В ННГУ им.Н.И.Лобачевского уже в течение трех лет для этих целей функционирует учебный аккаунт для будущих специалистов в области радиовещания – группа «Радио Тренд»  (https://vk.com/radio_trend). 

В рамках непрерывной практической работы в каждом семестре организовано дежурство студентов по паблику с ежедневным заданием по размещению определенного количества публикаций с аудиальным компонентом. Студенты, осваивая на занятиях те или иные виды классического информационного, аналитического, документально-художественного и сервисного радио программинга, закрепляют навыки и знания дежурством по учебному паблику, одновременно получая первичные навыки и по производству мультимедийной продукции, эффективной именно для современных радиовещательных структур.  Эта работа является, безусловно, актом творчества и поиска инноваций в контексте корреляции новых медиатехнологий и базовых задач задач СМИ и СМК. 

Список литературы

1. Баранова, Е. А. Процесс конвергенции СМИ глазами российских журналистов-практиков // Вестник Московского ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2010. №4. с. 91-100.

2. Дергаева И.А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки [Электронный ресурс]: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 .-М.: РГБ, 2005 (Из фондов Российской Государственной Библиотеки)

3. Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М. М. Лукиной. — М. : Аспект Пресс, 2011. — 348 с.